Как увеличить мощность двигателя без турбины?
Основное отличие между атмосферным двигателем внутреннего сгорания (без турбины) и турбированным мотором заключается в механизме подачи воздуха в цилиндры. Так, в атмосферном моторе воздух подается под действием впуска разрежения, т.е. в моменты опускания поршней и происходит втягивание воздуха в камеры сгорания. Тогда как турбодвигатель оснащается механизмом принудительного наддува, благодаря работе которого воздух в цилиндры нагнетается уже с помощью турбокомпрессора, при этом количество подаваемого воздуха значительно больше, чем в атмосферном ДВС.
Несмотря на то, что автоэксперты называют атмосферные двигатели прошлым веком, поскольку сейчас большинство машин, особенно выпускаемых в Европе, оснащаются именно турбированными моторами, на территории РФ продолжает эксплуатироваться значительная доля авто с атмосферными ДВС. И если для турбированных моторов задача повышения их мощности, по сути, не является актуальной, то для атмосферных силовых агрегатов данная проблема становится насущной для все большего числа владельцев именно таких авто. В данной статье мы поговорим о том, как можно добиться увеличения мощности атмосферного двигателя без турбины.
Когда возникает необходимость повышения мощности атмосферного двигателя
В процессе эксплуатации своих автотранспортных средств некоторые владельцы задаются вопросом: «Как можно увеличить мощность атмосферного двигателя?». Тех автомобилистов, которые всерьез озабочены данным вопросом в большинстве случаев не удовлетворяют стоковые характеристики, которые присущи их стандартным заводским агрегатам. Причин почему так происходит, может быть много. Например, такие владельцы планируют использовать своё автотранспортное средство в спортивных целях, либо желают сделать свой автомобиль более эксклюзивным, снабдив его дополнительными лошадиными силами и крутящим моментом, а также повысив характеристики динамичности.
Решившись на проведение мероприятий по улучшению параметров мощности двигателя, к данному вопросу следует подходить с точки зрения комплексных мер. Только в этом случае процедуры тюнинга атмосферного двигателя покажут ощутимые на практике результаты, которые смогут полностью оправдать ожидания и затраченные средства. Под улучшением показателей атмосферного мотора подразумевается не только увеличение его мощности, но и разгонных характеристик – такой комплексный подход вплотную подводит автомобиль к показателям спортивных силовых агрегатов.
Способы повышения мощности атмосферного двигателя
Мощность атмосферного двигателя можно увеличить посредством следующих методов:
- замена коленчатого вала в комплексе с расточкой цилиндров;
- замена стоковых шатунов и поршней на их облегчённые модификации;
- изменение фаз газораспределения посредством установки специального коленчатого вала;
- улучшение и доработка системы впуска;
- улучшение и доработка системы выпуска;
- установка турбинного наддува;
- чип тюнинг мотора.
Доработка мотора
Следует понимать, что любой силовой агрегат, вне зависимо от того, на каком топливе и в каких целях он эксплуатируется, подлежит улучшению. Дело в том, что при массовом производстве в заводских условиях невозможно идеально подогнать и настроить мотор, поэтому определенный резерв повышения параметров двигателя всегда имеет место.
В ряде СТО и специализированных сервисов предлагаются услуги по «железной» доработке атмосферных двигателей. Данный вид модернизации силового агрегата относится к сложным методам, поскольку требует от исполнителя работы наличия у него достаточного опыта в данном направлении и соответствующей сноровки, кроме того, потребуются немалые затраты по времени, труду и финансам. Так, «железная» доработка мотора предполагает следующие виды работ:
- замена коленчатого вала;
- расточка цилиндров силовой установки;
- замена поршней и шатунов;
- доработка головки блока цилиндров.
Если мастер сможет грамотно реализовать выполнение всех перечисленных видов работ, в таком случае метод «железной» доработки позволит добиться следующих эффектов:
- снижение потерь мощности в процессе работы мотора и увеличение его коэффициента полезного действия;
- благодаря расточке блока цилиндров будет достигнуто физическое увеличение объёма двигателя, а также улучшение наполнения цилиндров рабочей смесью;
- в целом повысится степень сжатия, а также увеличится эффективность процесса газораспределения при различных режимах (условиях) работы мотора.
Следует отметить, что реализация такого подхода окажет непосредственное влияние на дальнейшую эксплуатацию двигателя. Так, мотор станет более капризным, потребует использования только качественного топлива и премиального моторного масла, при этом несколько будет снижен ресурс силовой установки и повысится детонация.
Установка турбинного наддува
Данный способ увеличения мощности также сопряжен с определенными сложностями и затратами. Тем не менее, установка на атмосферный мотор турбо наддува является более эффективным методом, в отличие от «железной» доработки силового агрегата. При условии комплексного применения двух данных методов, т.е. если установить усиленные детали и механизмы совместно с турбинным наддувом, полученные результаты будут еще более значительными.
Отрицательные моменты установки турбо наддува:
- существенные финансовые расходы;
- затруднения, связанные с выбором и подгонкой деталей и механизмов;
- необходимость последующей тонкой настройки всех систем друг под друга, включая силовой агрегат в целом;
- сложности в поиске квалифицированного мастера, способного качественно реализовать данную работу.
Малый тюнинг мотора без турбины
Большинство рядовых автолюбителей, желающих усовершенствовать силовой агрегат на своем авто, зачастую не приемлют перечисленные выше способы по причине их сложной реализации и высокой стоимости работ. Поэтому достаточно большим спросом пользуются более простые и дешёвые методы повышения мощности. К их числу относят:
- применение на ДВС воздушного фильтра нулевого сопротивления;
- модернизация выхлопа, подразумевающая удаление катализатора, изменение геометрии выпускных труб, а также монтаж специального прямоточного глушителя.
Чип-тюнинг двигателя
Чип-тюнинг по своей сути – это не «понты», а реальная возможность полностью обеспечить раскрытие потенциала автомобиля. Не секрет, что производители машин ограничены законодательством и жесткими экологическими требованиями, поэтому вынуждены на программном уровне «душить» возможности двигателей. А в ряде случаев автопроизводители специально занижают параметры мощности на моторах одинакового объема с целью расширения модельного ряда своей продукции.
Суть чип-тюнинга заключается во внесении изменений только на уровне программной части за счет прошивки электронного блока управления, при этом исключаются какие-либо изменения на уровне железа.
Преимущества чип-тюнинга:
- обеспечение прироста мощности и крутящего момента на программном уровне;
- отклик на нажатие педали газа со стороны мотора происходит быстрей;
- на моторах с установленным турбинным наддувом уменьшается эффект провала;
- стабильная работа агрегата на холостом ходу;
- отсутствие провалов мощности при подключении сторонних потребителей, например, обогрева зеркал, кондиционера, обогрева сидений и пр.;
- не оказывает влияние на изменение ресурса силовой установки;
- отсутствие проблемы при прохождении техосмотра;
- является оптимальным способом увеличения мощности исходя из соотношения цена-качество;
- возможность отката к базовым настройкам.
Безусловно, у процедуры чип-тюнинга есть и недостатки, поскольку это серьезное вмешательство в «мозги» двигателя. Поэтому крайне важно подходить к выбору тюнинговой мастерской с особой тщательностью.
Обращаем Ваше внимание на следующее: мастера, которым Вы доверите чип-тюнинг двигателя своего авто, должны работать исключительно на специальном оборудовании и использовать профессиональное программное обеспечение (либо свое персональное, либо от ведущих производителей). По завершении тюнинга Вам должны передать флешку с предыдущей версией прошивки, чтобы у Вас в любой момент была возможность сделать возврат к стоковым настройкам.
Желаем Вам удачного чип-тюнинга и гарантированного результата!