Неисправность клапана ЕГР, признаки и лечение
С целью уменьшения выброса автомобилями в атмосферу токсичного оксида азота, инженерами в сфере автомобилестроения была разработана система рециркуляции выхлопных газов EGR (Exhaust_Gas_Recirculation), для этого практически каждый современный дизельный автомобиль стал оснащаться клапаном EGR.
На клапан EGR возложена исключительно функция приведения отработавших газов к действующим экологическим стандартам, при этом данное устройство не призвано каким-либо образом способствовать улучшению технических показателей двигателя. Данная система активируется на холостых и средних оборотах, а также во время прогрева автомобиля, отключаясь при других режимах.
Причины неиспрвности клапана EGR
Наиболее распространенными видами неисправностей клапана EGR являются:
- разгерметизация;
- загрязнение.
Большинство неисправностей EGR возникают из-за следующих причин:
- через клапан проходит слишком много или слишком мало выхлопных газов;
- произошла разгерметизация корпуса клапана;
- возникли проблемы в системе рециркуляции отработавших газов, по причине неисправности ряда элементов системы (наружные патрубки для подвода выхлопных газов; собственно клапан EGR; термоклапан, соединяющий источник разрежения и клапан EGR; соленоиды, взаимодействующие с ЭБУ; преобразователи давления выхлопных газов и пр.).
Признаки, свидетельствующие о неисправности клапана EGR:
- повышенная дымность и нестабильная работа двигателя на холостом ходу;
- потеря мощности или частая остановка двигателя;
- пропуски циклов воспламенения;
- движение автомобиля рывками;
- уменьшение разрежения на впускном коллекторе и, как следствие, работа двигателя на обогащенной топливной смеси;
- загорание на приборной панели лампочки чека.
Как решить проблему с неисправным клапаном EGR?
Устранить проблему, связанную с неисправным EGR, можно следующими способами:
- Способ 1. Заменить вышедший из строя клапан на новую деталь оригинального производства.
- Способ 2. Сделать тоже самое, что и в 1-м пункте, используя для этой цели дешевый китайский аналог.
- Способ 3. Произвести физическое удаление (закрытие) клапана EGR из системы с последующим отключением данной функции на программном уровне.
- Способ 4. Произвести программное закрытие клапана.
Далее поговорим о нюансах, перечисленных выше способов.
Первый способ – это достаточно недешёвый и далеко не самый простой вариант устранения неисправности, однако у такого решения находятся свои приверженцы. В данном случае главное понимать важный нюанс: если система дала сбой преждевременно, т.е. проблема проявилась при сравнительно небольшом пробеге (до ста тысяч), то с большой долей вероятности можно констатировать наличие какой-либо неисправности в двигателе. Проблему с мотором необходимо в обязательном порядке диагностировать и устранить, в противном случае повторная замена клапана может понадобиться уже в ближайшем будущем и, таким образом, вы попросту потратите деньги впустую.
Второй способ вообще не требует рассмотрения в подробностях, поскольку здесь и так все понятно.
Третий способ – к нему прибегают большинство среднестатистических автомобилистов нашей страны при отключении EGR, поскольку данный метод является не только достаточно надежным, но еще и сравнительно дешевым. Реализация данного способа потребует четкого разделения механического и программного этапов работы.
Итак, какие манипуляции потребуется выполнить с механикой? Главная задача на данном этапе работ сводится к тому, чтобы обеспечить физическое перекрытие потока газов через клапан. Наиболее распространенное решение – поставить заглушку. Большинство автолюбителей придерживаются мнения, что данная процедура является простой и ее вполне можно реализовать собственными силами – отчасти это так и есть. Однако, не следует пытаться установить на пути движения горячих отработавших газов заглушку, вырезанную из тонкого листа паронита или прочих подобных материалов. Такие самодельные заглушки склонны к быстрому прогоранию – в ряде случаев они смогут продержаться до первого сильного утопления педали газа в пол. Наиболее приемлемым материалом для изготовления заглушки является нержавеющая сталь, причём её толщина должна составлять не менее 2,5-3 мм. Как правило, с тем чтобы заварить клапан или демонтировать его и поставить диффузор обычно особых трудностей не возникает, тогда как демонтаж клапана с охладителем может быть сопряжен с определенными сложностями. Если клапан EGR оснащен собственным охладителем, то на подающий и отводящий патрубки EGR просто ставят заглушки. При условии отсутствия в EGR автономного контура, без процедуры «кольцевания» системы охлаждения в этом случае не обойтись.
Следует отметить, что с механическим этапом работ в большинстве сервисов худо-бедно, но всё же справляются, а вот с программной частью работ дело обстоит иначе – ошибки с программными кодами начинают появляться на регулярной основе. Что нужно сделать с софтом, чтобы этого избежать:
- Во-первых, установить запрет на открытие клапана – эта процедура, как правило, не вызывает трудностей у автомобильного программиста.
- Во-вторых, необходимо исключить ошибки по системе EGR, то есть полностью удалить ее из программы. Очень часто программисты склонны перебарщивать на данном этапе, т.е. удаляют в буквальном смысле всё, что попадётся под руку. При этом может быть затронута система диагностики и, как следствие, нужно приложить не мало времени, сил и денег, чтобы вернуть систему в правильное состояние.
- В-третьих – следует отключить аварийный режим, в который переходит неработающий клапан EGR.
- В завершении – для отдельных моделей авто потребуется новая калибровка карты EGR по потоку воздуха (через MAF) при том условии, если софт не сделает это в автоматическом режиме. Иногда о данной процедуре банально забывают, и в этом случае ЭБУ, в буквальном смысле, сходит с ума, пытаясь понять, какой пришёл воздух, откуда в нём столько кислорода, и что нужно делать с этой непонятной смесью.
Четвертый (последний) способ – произвести программное закрытие клапана EGR. Данный метод не всегда является применимым и, чаще всего, оправдан в том случае, когда физический доступ к клапану EGR затруднён в силу конструктивных особенностей автомобиля. Кроме того, данным способ вовсе нельзя воспользоваться, когда произошло физическое заклинивание клапана – вполне очевидно, что никакая программа не в силах сдвинуть с места застопорившийся клапан – при таком раскладе потребуется разборка и соответствующие механические манипуляции. Следует понимать, что надёжность четвертого способа не является стопроцентной. Прежде всего, не всегда можно гарантировать, что клапан перекрыт полностью – это может привести к попаданию сажи и других продуктов горения в цилиндры, а также к бесконтрольному поступлению воздуха через неплотный клапан.
Таким образом, становится понятным, что наиболее предпочтительным в плане надежности является вариант полной заглушки EGR, т.е. одновременно механически и на программном уровне.